«Ақмола облысы білім басқармасының  Жарқайың ауданы бойынша білім бөлімі Уәлиханов ауылының жалпы орта білім беретін мектебі» коммуналдық мемлекеттік мекемесіне
Коммунальное государственное учреждение «Общеобразовательная школа села Валиханово отдела образования по Жаркаинскому району управления образования Акмолинской области»

СоцСети

Ұйымдар тізімі

Галерея

Смотреть все>>>

Ер есімі - ел есінде.

11.05.2022

«9 мая – День Победы!»

 

Цель классного часа: способствовать расширению знаний учащихся о Великой Отечественной войне.

Задачи классного часа:

  • расширить знания об истории своей страны;
  • расширить знания о Великой Отечественной Войне;
  • познакомить с историческими фактами времен Великой Отечественной Войны;
  • развивать чувство гордости за свою Родину;
  • воспитывать чувства патриотизма у обучающихся;
  • воспитывать чувства глубокого уважения и почтения к защитникам Родины.
  • компьютер, мультимедийная презентация, мультимедийный проектор, полотно для проектора, звуковые колонки.

 

Ход классного часа:

  • Организационный момент (Слайд 1)
    •  

Особый праздник наступает,

Всем мир на свете обещает!

Здоровья крепкого и счастья,

Всем, кто победу нам добыл!

Пусть будут позади напасти,

Всем неба мирного и сил!

 

  • Вступительная беседа

Учитель: Ребята, какое время года за окном?

(Ученики отвечают на вопрос учителя)

Учитель: Хорошо, скажите, кто-нибудь знает, что означает выражение «красный день календаря»?

(Ученики отвечают на вопрос учителя)

Учитель: Молодцы! А какие весенние праздники вы знаете

(Ученики отвечают на вопрос учителя)

Учитель: Праздники бывают разными: государственные и семейные, религиозные и городские. Например, 8 Марта – праздник государственный, мы празднуем его всей страной. Пасха – праздник религиозный, потому что он связан с церковным календарем. Но есть у нас праздник, который является и государственным, и семейным. Это тот праздник, который называют «праздник со слезами на глазах». Какой это праздник?

(Ученики отвечают на вопрос учителя)

Учитель: Совершенно верно! Кто-нибудь может сказать, когда отмечается этот праздник?

(Ученики отвечают на вопрос учителя)

Учитель: А что это за праздник, чему он посвящен?

(Ученики отвечают на вопрос учителя)

Учитель: Вы правы, 9 мая – это великий День Победы! (Слайд 2)

 

  • Основная часть

Учитель: Есть события, о которых люди обязаны помнить. О них пишут книги, сочиняют стихи и песни. Одним из таких событий стала Великая Отечественная война нашего народа против фашистской Германии. Это событие навсегда останется в памяти нашего народа. О войне мы с вами знаем лишь понаслышке. Наши деды рассказывали о ней своим детям – нашим родителям, наши родители нам, а мы рассказываем о ней своим детям. Вот так и передаётся память о тех героических, но очень горьких и страшных годах из поколения в поколение. Нам с вами доверена память о тех людях, которые ценою своих жизней, завоевали для нас мир на всей Земле, и мы обязаны пронести ее через года, через века, чтобы и наши потомки знали, что это за праздник 9 мая. (Слайд 3)

«Никто не забыт и ничто не забыто» -

Горящая надпись на глыбе гранита.

Поблекшими листьями ветер играет

И снегом холодным венки засыпает.

Но, словно огонь, у подножья – гвоздика.

Никто не забыт и ничто не забыто.

Учитель: Ребята, скажите, что же такое война?

(Ученики отвечают на вопрос учителя)

Учитель: Какие слова ассоциируются у вас с войной?

(Ученики отвечают на вопрос учителя)

Учитель: Как вы думаете, зачем люди воюют?

(Ученики отвечают на вопрос учителя)

Учитель:81 год назад Гитлер начал самую страшную войну на свете. Давайте вернемся мысленно назад в то время и узнаем, как же это все было. (Слайд 4)

Учитель: В тот далёкий летний день 22 июня 1941 года люди занимались обычными для себя делами. Никто и не подозревал, что многое в их жизни перечеркнёт одно страшное слово – война. А теперь представьте себе беззаботную жизнь таких ребят как Вы. Каникулы. Лето. Тепло. Вы собираетесь с родителями на природу... И вдруг – война… (Слайд 5)

Казалось, было холодно цветам,

И от росы они слегка поблёкли.

Зарю, что шла по травам и кустам,

Обшарили немецкие бинокли.

Цветок, в росинках весь, к цветку приник,

И пограничник протянул к ним руки.

А немцы, кончив кофе пить, в тот миг

Влезали в танки, закрывали люки.

Такою все дышало тишиной,

Что вся земля еще спала, казалось.

Кто знал, что между миром и войной

Всего каких-то пять минут осталось!

Учитель: (Слайд 6) 22 июня 1941 года на нашу Родину напали немецкие фашисты. Командовал фашистско-немецкими войсками Адольф Гитлер. Они напали словно воры, словно разбойники. Они хотели захватить наши земли, наши города и сёла, а наших людей либо убить, либо сделать своими слугами и рабами. Гитлер считал, что стоит его войскам войти в Москву - и наш народ будет покорен. Свой план захвата Москвы гитлеровцы назвали «Тайфун».

Учитель: Друзья мои, скажите, кто знает, что такое тайфун?

(Ученики отвечают на вопрос учителя)

Учитель: Вот так и Гитлер хотел одним ударом смести нашу Армию и войти в столицу. Позже он скажет: «Я был уверен, что война скоро кончится». Но на защиту Родины встал весь народ. (Слайд 7)

Нелёгким был путь к победе. Враги напали на нас неожиданно. У них было больше танков и самолётов. Наши армии отступали. Бои шли на земле, в небе, на море. Прогремели великие битвы: Московская, Сталинградская, битва на Курской дуге. 250 дней не сдавался врагу героический Севастополь. 900 дней в страшной блокаде держался мужественный Ленинград. Отважно сражался Кавказ. На Украине, в Белоруссии, в других местах громили захватчиков грозные партизаны. Миллионы людей, в том числе и дети, трудились у заводских станков и на полях страны. Советские люди (Советский Союз - так называлась в те годы наша страна) делали всё, чтобы остановить фашистов. (Слайд 8)

Даже в самые тяжёлые дни они твёрдо верили: «Враг будет разбит! Победа будет за нами!». (Слайд 9)

Мужчины ушли на фронт, а на хрупкие женские и детские плечи легла тяжёлая работа. Солдат нужно было накормить, одеть, сделать для борьбы с врагом оружие и боеприпасы. Главное место в деревнях и сёлах заняли женщины! Они распахивали поля, сеяли зерно, убирали урожай, ухаживали за скотом, заготавливали для коров, коз и лошадей сено. Женщины и дети работали не только в поле, они трудились на военных заводах, где делали оружие для фронта. На фабриках они шили обувь и одежду для бойцов.

«Всё для фронта, всё – для победы!» - эти слова выражают главную суть того лихого времени!

Радостью и счастьем было получить с фронта заветный треугольник. (Слайд 10) Это были долгожданные письма. Но не всегда эти письма были радостными. Приходили и похоронки - письма, в которых сообщалось о гибели родных и близких людей.

Большой вклад в разгроме фашистской Германии принадлежит партизанскому движению. (Слайд 11) Ближайшими помощниками партизан были подростки. Буквально под носом фашистов подростки собирали патроны, гранаты, пистолеты, винтовки. Им приходилось прятать оружие, а затем тайком передавать его партизанам. Они совершали большие подвиги! Старались сделать все, что могли, старались ни в чем не отстать от взрослых.

Учитель: Говоря о войне, мы часто употребляем слово «подвиг». Ребята, как вы думаете, что это такое?

(Ученики отвечают на вопрос учителя)

Учитель: Подвиг – это когда в великом бескорыстном порыве души человек отдает себя людям, во имя людей жертвует всем, даже собственной жизнью. Бывает подвиг одного человека, двух, трех, сотен, тысяч, а бывает подвиг народа, когда народ поднимается на защиту Отечества, его чести, достоинства и свободы.

Учитель: Многие пионеры участвовали в партизанских отрядах, где использовались нередко в качестве разведчиков и диверсантов, а также при проведении подпольной деятельности.

И вот одни из известных детей-партизанов, о которых мы с вами должны всегда помнить:

  • Лёня Голиков. (Слайд 12) Когда его родное село захватил враг, мальчик ушел к партизанам. Не раз он ходил в разведку, приносил важные сведения в партизанский отряд. И летели под откос вражеские поезда, машины, рушились мосты, горели вражеские склады...

Был в его жизни бой, который Леня вел один на один с фашистским генералом. Граната, брошенная мальчиком, подбила машину. Из нее выбрался гитлеровец с портфелем в руках и, отстреливаясь, бросился бежать. Леня - за ним. Почти километр преследовал он врага и, наконец, убил его. В портфеле оказались очень важные документы. Штаб партизан немедленно переправил их самолетом в Москву.

Немало было еще боев в его недолгой жизни! И ни разу не дрогнул юный герой, сражавшийся плечом к плечу со взрослыми. Он погиб под селом Острая Лука зимой 1943 года, когда особенно лютовал враг, почувствовав, что горит под ногами у него земля, что не будет ему пощады...

2 апреля 1944 года был опубликован указ Президиума Верховного Совета СССР о присвоении пионеру-партизану Лене Голикову звания Героя Советского Союза.

  • Марат Казей(Слайд 13) В деревню, где жил Марат с мамой, Анной Александровной Казей, ворвались фашисты. Осенью Марату уже не пришлось идти в школу в пятый класс. Школьное здание фашисты превратили в свою казарму.

За связь с партизанами была схвачена Анна Александровна Казей, и вскоре Марат узнал, что маму повесили в Минске. Гневом и ненавистью к врагу наполнилось сердце мальчика. Вместе с сестрой, комсомолкой Адой, пионер Марат Казей ушел к партизанам в Станьковский лес. Он стал разведчиком в штабе партизанской бригады. Проникал во вражеские гарнизоны и доставлял командованию ценные сведения. Используя эти данные, партизаны разработали дерзкую операцию и разгромили фашистский гарнизон в городе Дзержинске...

Марат участвовал в боях и неизменно проявлял отвагу, бесстрашие, вместе с опытными подрывниками минировал железную дорогу.

Марат погиб в бою. Сражался до последнего патрона, а когда у него осталась лишь одна граната, подпустил врагов поближе и взорвал их... и себя.

За мужество и отвагу пионер Марат Казей был удостоен звания Героя Советского Союза.

  • Валя Котик. (Слайд 14) Когда в Шепетовку ворвались фашисты, Валя Котик вместе с друзьями решил бороться с врагом. Ребята собрали на месте боев оружие, которое потом партизаны на возу с сеном переправили в отряд.

Присмотревшись к мальчику, коммунисты доверили Вале быть связным и разведчиком в своей подпольной организации. Он узнавал расположение вражеских постов, порядок смены караула.

Фашисты наметили карательную операцию против партизан, а Валя, выследив гитлеровского офицера, возглавлявшего карателей, убил его...

Когда в городе начались аресты, Валя вместе с мамой и братом Виктором ушел к партизанам. Пионер, которому только-только исполнилось четырнадцать лет, сражался плечом к плечу со взрослыми, освобождая родную землю. На его счету - шесть вражеских эшелонов, взорванных на пути к фронту. Валя Котик был награжден орденом отечественной войны I степени, медалью «Партизану Отечественной войны» II степени.

Валя Котик погиб как герой, и Родина посмертно удостоила его званием Героя Советского Союза.

  • Зина Портнова. (Слайд 15) Война застала ленинградскую пионерку Зину Портнову в деревне Зуя, куда она приехала на каникулы, - это неподалеку от станции Оболь Витебской области. В Оболи была создана подпольная комсомольско-молодежная организация «Юные мстители», и Зину избрали членом ее комитета. Она участвовала в дерзких операциях против врага, в диверсиях, распространяла листовки, по заданию партизанского отряда вела разведку.

...Стоял декабрь 1943 года. Зина возвращалась с задания. В деревне Мостище ее выдал предатель. Фашисты схватили юную партизанку, пытали. Ответом врагу было молчание Зины, ее презрение и ненависть, решимость бороться до конца. Во время одного из допросов, выбрав момент, Зина схватила со стола пистолет и в упор выстрела в гестаповца.

Вбежавший на выстрел офицер был также убит наповал. Зина пыталась бежать, но фашисты настигли ее...

Отважная юная пионерка была зверски замучена, но до последней минуты оставалась стойкой, мужественной, несгибаемой. И Родина посмертно отметила ее подвиг высшим своим званием - званием Героя Советского Союза.

  • Вася Коробко. (Слайд 16) Черниговщина. Фронт подошел вплотную к селу Погорельцы. На окраине, прикрывая отход наших частей, оборону держала рота. Патроны бойцам подносил мальчик. Звали его Вася Коробко.

Ночь. К зданию школы, занятому фашистами, подкрадывается Вася.

Он пробирается в пионерскую комнату, выносит пионерское знамя и надежно прячет его.

Окраина села. Под мостом - Вася. Он вытаскивает железные скобы, подпиливает сваи, а на рассвете из укрытия наблюдает, как рушится мост под тяжестью фашистского БТРа. Партизаны убедились, что Васе можно доверять, и поручили ему серьезное дело: стать разведчиком в логове врага. В штабе фашистов он топит печи, колет дрова, а сам присматривается, запоминает, передает партизанам сведения. Каратели, задумавшие истребить партизан, заставили мальчика вести их в лес. Но Вася вывел гитлеровцев к засаде полицаев. Гитлеровцы, в темноте приняв их за партизан, открыли бешеный огонь, перебили всех полицаев и сами понесли большие потери.

Вместе с партизанами Вася уничтожил девять эшелонов, сотни гитлеровцев. В одном из боев он был сражен вражеской пулей. Своего маленького героя, прожившего короткую, но такую яркую жизнь, Родина наградила орденами Ленина, Красного Знамени, Отечественной войны I степени, медалью «Партизану Отечественной войны» I степени.

  • Надя Богданова. (Слайд 17) Её дважды казнили гитлеровцы, и боевые друзья долгие годы считали Надю погибшей. Ей даже памятник поставили.

В это трудно поверить, но, когда она стала разведчицей в партизанском отряде «дяди Вани» Дьячкова, ей не было ещё и десяти лет. Маленькая, худенькая, она, прикидываясь нищенкой, бродила среди фашистов, всё подмечая, всё запоминая, и приносила в отряд ценнейшие сведения. А потом вместе с бойцами-партизанами взрывала фашистский штаб, пускала под откос эшелон с военным снаряжением, минировала объекты.

Первый раз её схватили, когда вместе с Ваней Звонцовым вывесила она 7 ноября 1941 года красный флаг в оккупированном врагом Витебске. Били шомполами, пытали, а когда привели ко рву - расстреливать, сил у неё уже не оставалось - упала в ров, на мгновение, опередив пулю. Ваня погиб, а Надю партизаны нашли во рву живой...

Второй раз её схватили в конце 43-го. И снова пытки: её обливали на морозе ледяной водой, выжигали на спине пятиконечную звезду. Считая разведчицу мёртвой, гитлеровцы, когда партизаны атаковали Карасево, бросили её. Выходили её, парализованную и почти слепую, местные жители. После войны в Одессе академик В. П. Филатов вернул Наде зрение.

Спустя 15 лет услышала она по радио, как начальник разведки 6-го отряда Слесаренко - её командир - говорил, что никогда не забудут бойцы своих погибших товарищей, и назвал среди них Надю Богданову, которая ему, раненому, спасла жизнь...

Только тогда и объявилась она, только тогда и узнали люди, работавшие с нею вместе, о том, какой удивительной судьбы человек она, Надя Богданова, награждённая орденами Красного Знамени, Отечественной войны I степени, медалями.

Учитель: Ребята, запомним эти имена?

(Ученики отвечают на вопрос учителя)

Учитель: (Слайд 18) И вот пришёл день, когда наступление захватчиков было остановлено. Советские армии погнали фашистов с родной земли. Брестская крепость стояла на самой границе. Атаковали её фашисты в первый же день войны. Думали: день - и крепость у них в руках. Целый месяц держались наши солдаты. А когда сил не осталось и фашисты ворвались в крепость, последний её защитник написал штыком на стене: «Я умираю, но не сдаюсь».

Шли последние дни войны. (Слайд 19) Тяжёлые бои велись на улицах Берлина. Солдат Николай Масалов на одной из берлинских улиц, рискуя жизнью, под огнём врага вынес с места боя плачущую немецкую девочку. Война кончилась. В самом центре Берлина в парке на высоком холме возвышается сейчас памятник советскому солдату. Стоит он со спасённой девочкой на руках.

И, всё-таки наступил в войне переломный момент, и началось освобождение оккупированных территорий. (Слайд 20) 30 апреля 1945 года в 22 часа советские солдаты водрузили Красное Знамя на крышу Рейхстага - здания, в котором до 1045 года заседал парламент Германии. Очистив от фашистов территорию нашей страны, наши воины освободили от фашистского ига народы Европы. (Слайд 21) Немцам, все-таки, удалось пройти по Красной Площади, но шли они уже не как захватчики, а как пленные. Это случилось 17 июля 1944 года. Марш пленных немцев еще назвали «Парад побеждённых».

4 года шла война! В мае 1945 года после ожесточенных сражений наши войска взяли штурмом столицу Германии и повесили флаг своего отечества в центре Берлина. А в ночь с 8 на 9 мая немецким командованием был подписан договор о прекращении военных действий. (Слайд 22)

С той поры этот день стал нашим великим праздником - Днём Победы. (Слайд 23) Чудеса героизма и храбрости проявили наши люди, защищая от фашистов родную землю.

Учитель: Ребята, что для Вас является символом Дня Победы 9 мая 1945 года?

(Ученики отвечают на вопрос учителя)

Учитель: Молодцы! (Слайд 24) Георгиевская ленточка – символ нашей победы и символ праздника. Надевающие ее проявляют уважение к памяти погибших и показывают, что помнят и чтут ветеранов.

Они выдавались совместно с медалью «За победу над Германией». Оранжевый и черный цвета означают огонь и дым. Это доблесть, отвага и смелость солдата, получившего медаль.

Учитель: 24 июня 1945 года в Москве на Красной площади в ознаменовании победы прошел парад. (Слайд 25) Принимал его Маршал Жуков. Во время войны он проявил себя как один из величайших руководителей войск. В параде принимали участие солдаты и офицеры.

Горит дрожащая свеча.

Не дунь на пламя сгоряча.

А ты, волшебный огонек,

О чем бы нам поведать мог?

Учитель: Посмотрите, дети, на горящую свечу на слайде. (Слайд 26) На что похож огонек пламени?

(Ученики отвечают на вопрос учителя)

Учитель: Умнички, на вечный огонь! Но этот огонь (у свечи) может в любой момент погаснуть. А где вы видели вечный огонь?

(Ученики отвечают на вопрос учителя)

Учитель: Верно, есть огонь, который вызывает у людей особые чувства и особые воспоминания. (Слайд 27) Это огонь на могиле Неизвестного солдата – «Вечный огонь». А почему могила так называется?

(Ученики отвечают на вопрос учителя)

Учитель: Много таких могил на нашей земле. В этих могилах похоронены останки солдат, погибших на поле битвы во время войны.

Родина помнит своих героев. В каждом городе, селе, есть памятники героям Великой Отечественной войны. (Слайд 28)

Вы, ребята, помните, какое было сегодня утро, и вчера, и каждый день! Как хорошо просыпаться и знать, что у тебя впереди прекрасный день и целая жизнь. Что тебе ничего не угрожает.

Ради счастья и жизни на свете,

Ради воинов, павших тогда,

Да не будет войны на планете.

Никогда! Никогда! Никогда!

 

  • Подведение итогов
  •  В завершении нашего классного часа, давайте послушаем песню, посвященную победе в Великой Отечественной войне. Может быть, кто-нибудь знает, как она называется? («День Победы!»).

(Ученики отвечают на вопрос учителя)

  •  Правильно, «День Победы!». (Слайд 29)

(Ученики слушают композицию «Лев Лещенко – День Победы»)

  •  Закончить наш классный час я хочу стихотворением Андрея Усачева: (Слайд 30)

Что такое День Победы?

Это утренний парад:

Едут танки и ракеты,

Марширует строй солдат.

Что такое День Победы?

Это праздничный салют:

Фейерверк взлетает в небо,

Рассыпаясь там и тут.

Что такое День Победы?

Это песни за столом,

Это речи и беседы,

Это дедушкин альбом.

Это фрукты и конфеты,

Это запахи весны…

Что такое День Победы –

Это значит – нет войны.

Просмотров: 300


Добавить комментарий



Включить данные в подпись

Текст